#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 апреля
23 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(41)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(208)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(62)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Свежий взгляд. Караганда глазами иностранца: профессор Кристиан Цомплак

Свежий взгляд. Караганда глазами иностранца: профессор Кристиан Цомплак
eKaraganda

Взгляд со стороны иногда бывает полезен, чтобы понять о себе что-то новое и неожиданное. Сегодня о Караганде мы беседуем с доктором юридических наук, профессором Кристианом Цомплаком из Вроцлавского Университета Республики Польша. 

- Когда вы впервые приехали в Караганду? 

- Вот уже семь лет, ежегодно, я приезжаю сюда, в КарГУ на две недели в декабре. По существующим в Казахстане законам на защите докторской диссертации должен присутствовать зарубежный консультант. Именно поэтому я здесь. Вообще-то, сфера моих интересов – право Латинской Америки, этим я занимался всю свою жизнь.

- Тогда почему именно Казахстан и Караганда?

- О. Это абсолютно невероятная история. Один раз я по приглашению участвовал в международной конференции в Москве. Я никогда не думал о вашей стране. Откровенно говоря, Казахстан был для меня просто одной из многих стран мира, о которых я ничего не знал. Я всегда занимался Латинской Америкой. Я всю жизнь ездил в Мексику, в Бразилию. Это мой район, сфера моих основных интересов.

Во время перерыва на конференции ко мне подошла профессор Амандыкова из Караганды (Сауле Кашкеновна Амандыкова – предыдущий зав. кафедрой конституционного и международного права, доктор юридических наук) и рассказала такую историю. Её дед погиб во время Второй Мировой войны в Польше. Долгое время родственники не знали, где находится его могила, но спустя какое-то время это удалось установить.

Я сказал: «Хорошо. Я приглашу вас в Польшу, вы скажете мне название этой местности и мы поедем искать, есть ли там эта могила или нет». Она приехала и была очень удивлена тем, что все в порядке на кладбище, что на могиле были цветы… Потому, что в вашей прессе писали, что поляки уничтожают могилы русских солдат.

У нас был период после смены строя, в это время были экономические, финансовые проблемы – и это касалось в то время не только русских кладбищ – не было ни времени, ни денег, чтобы вообще заниматься кладбищами. Но сейчас все в порядке, и она уже два раза навещала могилу своего деда, привозила землю из Казахстана… Так началось наше сотрудничество. Сауле Кашкеновна пригласила меня на кафедру, это было семь лет назад – и с того времени я начал приезжать в Караганду на период защиты докторских диссертаций.

- Когда вы собирались сюда впервые, было ли какое-нибудь представление о том, куда вы едете?

- Ваша страна мне впервые бросилась в глаза – ответ мой будет для вас, может быть, шокирующим – после выступления студентов. Когда они протестовали против этого первого секретаря из Москвы… Я не думал, что в Казахстане есть политически активные люди, которые имеют свою точку зрения на происходящее. В это время ни в Украине, ни в Беларуси не было ничего подобного – только в Казахстане. Это для меня была шокирующая информация. И у незнакомой страны для меня лично появилась индивидуальность, особенность. До того я знал о Казахстане только одно – что это было местом ссылки поляков.

- Каким было ваше первое впечатление от города?

- Буду откровенен. Впечатление было негативное. Может быть, потому, что сначала я увидел Астану, Караганда мне не понравилась. Мне она напоминает польские шахтерские, промышленные города. Отсутствует красота. Нет элегантности, организованности… Есть одна главная улица – Бухар жырау… Я только сейчас начинаю открывать какие-то достопримечательности, потому что всегда ездил только по одной улице – в центр города и в КарГУ. Узнать поближе не было возможности.

- Отличаются ли карагандинские студенты от своих ровесников в других странах?

- С карагандинскими студентами я практически не соприкасаюсь и ничего сказать о них, к сожалению, не могу. Сфера моих интересов – докторанты. Это уже совсем другие люди – с другим уровнем образования, подготовкой, с другими интересами.

- Далеко ли вы живете от места работы?

- Совсем рядом, в гостинице «Достар Алем». Я бы мог ходить пешком, но  наш зав. кафедрой, Алтай Божкараулы, любезно побеспокоился, чтобы меня привозили на машине.

- То есть, с общественным карагандинским транспортом вы не сталкивались?

- Был случай, что с несколькими докторантами мы ехали до центра и обратно. Этот транспорт мне напоминает времена социализма. Я это помню, но сейчас у нас все другое, это осталось в социализме… Сегодня наш транспорт - хороший, пунктуальный, элегантный, практически нет давки.

- А сами вы машину водите?

- Нееет (в ужасе), у меня никогда не было никакой машины, я человек, не приспособленный для этого. Я думаю, что мог бы убить себя и других людей… Никогда машины у меня не будет.

- Изменяется ли ваш рацион и пищевые привычки, когда вы приезжаете в Караганду?

- О. Это острый вопрос. Я – вегетарианец. Вчера в одном ресторане я съел три каши… такая странная, наверное, для вас пища. В университете в столовой отличная гречка. У меня дома нет сахара, нет соли – только лук, чеснок, чечевица, горох,  крупная белая фасоль. Мне не нужны сложные сочетания, я сторонник раздельного питания.

- Когда вы возвращаетесь домой, замечают ли ваши друзья и коллеги какие-нибудь новые привычки?

- У меня здесь слишком мало времени на приобретение привычек, две недели – очень короткий срок.

- К чему в Караганде вам было привыкнуть сложнее всего?

- Погода. Дед Мороз. Это так усложняет жизнь. В этом году погода во время моего визита хорошая, а в прошлом году дул  страшный ветер, мы шли, держась за руки, было очень холодно.

- Как выглядит ваше воскресное утро?

- В полдень приезжают докторанты, до этого времени я работаю. В прошлое воскресенье был великий для католиков праздник – Рождество, я был на мессе. Здесь совсем недалеко костел, и это было очень странно – я никогда не слышал мессу на русском языке.

Там было много поляков, они меня приглашали – они хорошие люди и всегда меня приглашают. Но я сказал: у меня в Польше сорок миллионов поляков, я приехал сюда общаться не с полякАми, а с казахАми.

- Что вы можете посоветовать человеку, который едет в Караганду впервые?

- Я бы посоветовал быть подготовленным к ситуациям, которые в Польше уже исчезли. Потому что у вас есть ещё такие привычки социализма… Например, проблемы с гигиеной. Особенно в уборных. У меня всегда с собой бумага. Потому что шокирующей была ситуация, когда в туалете её не оказывалось. В этом направлении необходимо что-то менять. В вашей стране может быть даже элегантный ресторан, кафе – и эта проблема всё равно будет. Я не знаю, почему.

- Есть ли у вас какие-нибудь аккаунты в соцсетях? Фейсбук? Инстаграм? Твиттер?

- Нет. У меня есть мобильный телефон, потому что я много путешествую и были случаи, когда он оказывался полезным. Но мы не можем всецело полагаться и предавать себя этой технике… Надо к этому относиться очень осторожно - это так захватывает, втягивает человека, поглощает такое количество времени. У меня нет телевизора. И я не могу позволить себе тратить столько времени на подобные вещи.

Фото: Пресс-служба КарГУ

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях