Оқиғалар лентасы
Сауалнама
- 1. Оң. Олар жақсы ұйықтай бастады.(26)
- 2. Теріс. Мен бірдей жұмыс көлемін нашар басқарамын. Қыста мен күнді әрең көрдім.(562)
- 3. Мен айырмашылықты мүлдем байқамадым.(28)
Мечтатель и мечты
Слепое пятно. Мимо стелы на Ерубаева я хожу без малого 20 лет и ни разу, до момента, когда получила задание заняться поиском материала о ссыльных знаменитостях Караганды, не обращала внимания на имя, высеченное на ней. Почему-то казалось, что это врач – наверное, привычка мыслить стереотипно и близость медакадемии наводили на подобные мысли.
Открытие. Имя Генриха Фогелера, забитое в поисковую строку, выдало огромное количество результатов на нескольких языках, так что поначалу трудно было поверить, что это – не ошибка, и речь об одном и том же человеке. Как получилось, что художник, дизайнер, признанный основатель немецкого модерна, архитектор, утонченный эстет - знаменитость воистину европейского масштаба, чьи полотна хранятся в лучших музеях, салонах и частных коллекциях мира - мог умереть от истощения в глухом казахстанском селе? Какими путями он, вообще, мог там очутиться?
Злые шутки истории. Родился Генрих Фогелер в 1872 году в г. Бремене, в семье состоятельного предпринимателя, но продолжателем семейного бизнеса так и не стал – искусство было его единственной страстью и способом существования. После окончания художественной академии в Дюссельдорфе он приобретает поместье в Ворпсведе и перестраивает старый крестьянский дом, превращая его в волшебный дворец из сказки, окруженный садом. Женится на красавице Марте Шрёдер и рисует ее, дочерей, сказочные пейзажи, открывает мебельную мастерскую, увлекается архитектурой, росписью по фарфору. Как состоявшийся мастер и признанный основатель югендштиля, Фогелер организует комунну, собирая под крыло собратьев художников. Общается с Рильке, Модерзоном, совместно с коллегами издает художественный журнал. Баркенхофф (Березовый Дом) на долгие годы становится символом красоты и утонченности.
Влюбившись в студента (по другой версии – из-за творческих разногласий) от него уходит Марта, забирая дочерей. Это первый удар, пошатнувший очарованное царство - и один из самых болезненных. Под влиянием внутренних и внешних перемен, художник в начале Первой мировой уходит добровольцем на фронт и, вернувшись, оправляет кайзеру Вильгельму гневное письмо, которое становится причиной ареста и заключения в клинике для душевнобольных. Откуда друзья и покровители искусства с трудом его вызволяют, но к прежней безмятежной жизни возврата нет.
Съеден системой. Художник вступает в Коммунистическую партию Германии, активно участвует в общественной жизни, совершает поездки в Советский Союз, исступленно рисует. Теперь это уже не безмятежные офорты и иллюстрации к Оскару Уайльду, а фрески на социально-политические темы в духе Риверы. Из партии его, все-таки, исключают и в 1931 году, когда власть в Германии приобретает отчетливые и неприемлемые для него формы, он окончательно переезжает в Москву, где женится вторично. Выставляется, работает на радио, пишет тексты антифашистских листовок, рисует плакаты, снова пытается уйти добровольцем на фронт… Но надежды гармонично влиться в новое общество и стать его частью так и остаются мечтами идеалиста, которым Фогелер никогда не переставал быть – в сентябре в 1941-го, после объявления войны с Германией, он, как лицо немецкой национальности, сослан в казахские степи.
14 июня 1942 года, непривычный к суровому климату, голоду и лишениям, всемирно известный художник встретит свою смерть на продавленном матрасе поселкового медпункта совхоза «Буденный». Перед самой смертью он получит деньги, собранные друзьями, и сумеет расплатиться с долгами, а разрешение на возвращение в Москву, о котором они хлопотали, опоздает всего на несколько дней…
Место его последнего пристанища и свидетелей последних дней жизни, сын, профессор МГУ Ян Фогелер, будет искать много лет, разыскивая на карте Корнеевку, давным-давно переименованную в Керней.
Картины Фогелера будут храниться во многих знаменитых экспозициях мира, украшать Национальную Галерею Берлина, коллекция рисунков останется в Музее им. Пушкина в Москве и в Эрмитаже, в Петрозаводском художественном музее, несколько подлинников сохранит карагандинский областной музей изобразительного искусства.
Гранитный памятник в Караганде перед зданием областного немецкого культурного центра «Видергебурт» установят летом 1999 года. В 2015 году несколько энтузиастов при поддержке германского посольства найдут и приведут в порядок могилу художника и поставят на ней памятную плиту с надписью : «Der Träumer ging verloren, seine Träume bleiben» («Мечтатель был потерян, его мечты остались»).
- Кеше, 16:30 Қарағандыда орталық саябақ көлін балықтандырудың бірінші кезеңінің нәтижелерімен бөлісті
- Кеше, 17:17 Қарағандыда Бұқар жырау даңғылы бойындағы жол өтпесінің тіректерін жөндеу жоспарлануда
- Кеше, 17:28 Қарағанды орталық саябағында тағы да пикник ұйымдастыруға болады
- Кеше, 17:03 Автобустарда қандай бұзушылық үшін қазақстандықтарға 5 АЕК айыппұл салынады