#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
22 апреля
21 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(199)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(59)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Побывать в шкуре диггера, или Какие тайны хранит подземелье

Побывать в шкуре диггера, или Какие тайны хранит подземелье
eKaraganda

Туризм с приставкой «урбан», или, как его еще называют, «индустриальный туризм», распространен во всем мире. Интересно, что и в Караганде у этого направления есть свои последователи, правда, их не так много.  

Иногда урбан-туристам приходится пересекать границы охраняемой территории, а это, как известно, не поощряется законом. Поэтому они редко идут на контакт со СМИ и, в целом, ведут себя очень скрытно.  

Объекты повышенной секретности

Рустам как раз из их числа. Его увлечение – исследование подземных коммуникаций, или диггерство. Уговорить его на интервью стоило больших трудов. Фортуна мне улыбнулась, и диггер даже согласился меня взять с собой в очередную вылазку. Но прежде десять раз подумал. Почему, объясню ниже.

Информация об объектах гражданской обороны, служащих укрытием населения от оружия массового поражения, является секретной. В полном объеме ею владеют сотрудники ЧС. Вполне вероятно, что действующих бомбоубежищ уже не осталось. А те, что есть, в случае реальной угрозы не спасут, так как давно пришли в негодность.

- Если, не дай Бог, произойдет то, к чему готовились люди, строя бомбоубежища, я предпочту остаться на улице, - рассуждает Рустам. – Искать защиту в невентилируемом подземном укрытии – все равно, что похоронить себя заживо. Без чистого воздуха там не выжить.

Хранители подземелья

В свои ряды хранители подземелья не принимают «залетных». В команде Рустама всего три человека, включая его самого. Именно такое количество идеально подходит для разведки объектов, спрятанных под землей. Включить меня в свою компанию диггер согласился при строгом выполнении выдвинутых им условий. Первое из которых – никто не должен узнать о местонахождении бомбоубежища.

- Под землей окунаешься в особенную атмосферу. Спуститься туда стоит хотя бы для того, чтобы почувствовать свободу от городской суеты, - поделился Рустам перед вылазкой.

Проникая в подобные места, диггеры ничего не меняют и ничего не забирают с собой. И всерьез опасаются, что о бомбоубежищах могут узнать ограниченные люди. Среди них, наверняка, найдутся вандалы, либо те, кто полезет туда просто от «нечего делать», не оценив существующего риска застрять под землей. Мобильная связь под земляной толщей не берет, и если вдруг сядет фонарь – выбраться наружу будет очень проблематично.

Два пути

До условленного места из центра города я добиралась 20 минут на общественном транспорте. Еще примерно 15 минут мы шли пешком. Мой спутник решил с толком использовать образовавшееся время и провести инструктаж.

- На земле валяются острые гвозди и битое стекло, осторожно, не наступи, - первым делом предупредил он.

Кроме того, мне было запрещено громко разговаривать и шуметь внутри бомбоубежища. Также требовалось внимательно слушать указания и не переспрашивать.

Уже на подходе Рустам меня озадачил: «Внутрь ведут два пути. Один из них опасный, но ты сможешь почувствовать себя в нашей шкуре, другой - нет. Какой выберешь?»

Конечно, я не запрыгала от восторга, когда услышала о маячащей на горизонте опасности. Но чувство любопытства все же взяло верх. В итоге я попросила показать оба входа.

Сердце в пятках

Как пояснил Рустам, все бомбоубежища спроектированы по одному и тому же принципу. Как правило, подземное сооружение имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных концах, и один аварийный выход.
Чтобы в убежище не проникал наружный воздух, зараженный радиоактивными и отравляющими веществами, внутренние помещения герметизируют. Легкий путь, который предлагал мой сопроводитель, вел через гермоворота, не открывающиеся снаружи. Сначала Рустам хотел первым пробраться внутрь и показать вход с задней стороны бомбоубежища.

С виду гермоворота выглядят очень громоздко.

Стальные ворота защищают от воздействия ударной волны. В высоту створки ворот примерно метра три, в длину – 2 и в ширину – где-то метр.

Однако, поразмыслив, я выбрала трудный путь. Смысл был сюда вообще соваться, не изведав всей остроты ощущений?

Вот он – «опасный» вход. Кто-то выломал несколько верхних досок, служащих крышей наклонной шахты. В результате получилось узкое прямоугольное отверстие, в которое не без труда пролезет один человек.

Заглянув внутрь, прямо можно увидеть последнюю ступень лестницы, ведущую к основному входу в бомбоубежище.
Расстояние от крыши до бетонного пола – метра четыре. Одно неловкое движение - и ты лежишь внизу с пробитым черепом. Перспектива, конечно, далеко не радужная. Но, как говорится, раз уж назвался груздем...

Пользуясь наставлениями Рустама, который уже ждал меня внизу, я начала спускаться. Схватившись за край плиты, я встала коленями на уступ стены. Затем максимально подвинулась к правому краю, откуда ногой хотела дотянуться до трубы, идущей вдоль стены.

На фотографии видна короткая вертикальная балка, которая подпирает конструкцию. Держится деревяшка на добром слове. Если ухватиться за нее, велика вероятность того, что она выдвинется – и пиши «пропало» - доски полетят на голову.

Я по-прежнему держалась за край плиты и старалась нащупать ногой трубу. Есть! Удалось! Но радость оказалась мимолетной. Я зависла не в самом удобном положении: левое колено все так же оставалось на уступе, а левая рука предательски сместилась вправо, норовя ухватиться за злополучную деревяшку. Казалось, я сейчас сорвусь и полечу вниз… Но тут меня подхватил Рустам. «Ну все…» - облегченно выдохнула я, как моя левая нога предательски заскользила по трубе, а сердце ушло в пятки – я второй раз теряла равновесие.

И опять на выручку пришел Рустам. Ура! Наконец я встала на твердую поверхность, отряхнулась и последовала за своим «гидом», который спешил попасть внутрь.

4 метра под уровнем земли

Чем глубже спускаешься под землю, тем тяжелее становится дышать. Плесень, паутина, пыль, скопившиеся в подземелье, раздражают слизистые и заставляют постоянно откашливаться.

Как рассказал Рустам, это бомбоубежище было построено в 1976 году. Вместимость позволяет укрыться трем сотням человек, общая площадь составляет 162,5 квадратных метров, мощность дизельного генератора – 50 киловатт. Перекрытия выполнены из железобетона, стены - из бетона. Убежище состоит из трех основных помещений, предназначенных для людей, и вспомогательных отсеков – тамбуров, дизельной, щитовой, фильтровентиляционной камеры и санитарного узла.

Внутрь ведет защитно-герметическая железная дверь.

За ней небольшой тамбур, стены которого завешаны плакатами по гражданской обороне.

Вот так выглядит внутренняя герметическая дверь.

Если в результате ядерного взрыва в помещениях убежища произойдет авария или начнется пожар, находящиеся в убежище люди должны принять меры к ликвидации бедствия. Для этих целей на стене и висит короб с пожарным шлангом.

Еще один плакат, каких тут тьма-тьмущая…

Кажется, еще недавно тут читались лекции по гражданской обороне. На самом деле, убежище пустует на протяжении не одного десятка лет.

Устал – ляг отдохни. Такие нары предназначались для сна


 

Кстати, у бесхозных противогазов, обнаруженных здесь в большом количестве, давно истек срок годности.

Вашему вниманию - обложка раритетного советского учебника, найденного тут среди всякого хлама.

Лирическое отступление…

Перед вами давно вышедший из эксплуатации масляный фильтр. Над этой точкой снаружи находится главная вентиляционная шахта.

Внутри фильтровентиляционной камеры.

Сердце бомбоубежища - дизельный генератор.

Почти сохранившая свой первозданный лик щитовая.

Интересно, кому тут был нужен яд? На полу мы обнаружили до середины наполненную фенолом бутылку.

Почитать не найдется? Среди прочего отыскалась и пресса. «Свеженький» выпуск «Идустриалки» за ноябрь 1987 года.

Ну куда же без удобств?

Обойдя бомбоубежище вдоль и поперек, мы вернулись в один из основных отсеков. Единственный фонарь начал разряжаться. Внезапно свет потух. Тусклые очертания предметов погрузились в кромешную тьму. По спине пробежал мороз. Тяжестью в несколько тонн на меня навалилась густая тишина. Впервые за всю жизнь ощутила полнейшее отсутствие света и звука. Вдруг за мной раздался голос.

- Ты хотела узнать, зачем мы спускаемся сюда. Теперь прислушайся к себе, - заговорил Рустам.

Спустя считаные мгновения, бледный свет фонаря вновь озарил помещение. Отогнав смутные думы, я перевела дух. И тут перед собой увидела оторванную кисть человеческой руки и вскрикнула от испуга.

А это оказался всего лишь муляж… Ну до чего же я пугливая!
На этом моя экскурсия по подземелью подошла к концу.

Чииииз… Заключительный снимок на память.

Ксения БЕЗКОРОВАЙНАЯ
 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях