#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
17 мая
16 мая

ОПРОС

Что выбирают абитуриенты в 2024 году?
  • 1. Поступаю в карагандинский вуз;(3)
  • 2. Поступаю в один из казахстанских вузов;(4)
  • 3. Уезжаю учиться за границу.(10)

Карагандинцы глазами психотерапевта. Интервью с врачом Н.Д. Седовой

eKaraganda

Многолетний конфликт в  отношениях или хроническая усталость на работе, вызванная отсутствием отпуска. Организм истощается и рано или поздно реагирует на это психосоматическим заболеванием. Из-за того, что причина его неочевидна,  к моменту, когда  выясняется, что  человеку  нужен психотерапевт, ситуация  уже  сильно запущена.

- Наталья Дмитриевна, сегодня все чаще приходится слышать мнение о том, что люди, в том числе – карагандинцы, стали более агрессивными. В пользу этого  говорят  бесчисленные публикации о скандалах, преступлениях против личности, актах бессмысленного вандализма… Да и без чтения местных новостей многие  отмечают, что для конфликта стало  нужно меньше «дров»,  все очень  раздражительны.  Вы живете жизнью обычного горожанина, но к частному мнению прибавляется умение  анализировать увиденное с профессиональной точки зрения. Стали мы агрессивней, на ваш  взгляд? 

- Есть  реально агрессивные люди, но в массе, я бы сказала, все стали тревожней.  Напряженней. Так что  агрессия  в каких-то случаях -  это уже реакция, способ защиты. Многие придерживаются мнения, что лучшая защита – это нападение.

- Увеличилось ли количество людей, обращающихся за помощью?

- Да.

- С чем вы это связываете?

- Причин несколько. Сегодня быстрей приходит понимание, что нужно обращаться за помощью. Раньше старались справиться сами.  И, оттого, что темп, ритмы жизни были медленней, у людей была возможность остановиться, так сказать,  перевести дыхание. Сейчас все ускорилось, нагрузка растет стремительно, адаптироваться к этому намного сложней. Поэтому ощутимые изменения в психо-физическом состоянии наступают  в более сжатые сроки. Соответственно, быстрей  возникает  и потребность  в профессиональной помощи.

-  Обращение к психотерапевту  сегодня перестало пугать и уже не воспринимается как приговор, крест на карьере?

- И это тоже. Но дело еще и в том, что истощение стало наступать гораздо быстрей, а собственных сил для восстановления уже нет.

- С какими жалобами к вам чаще всего обращаются сегодня?

- 15 лет назад по статистике на первом плане была депрессия.  Сегодня  это тревожная, фобическая симптоматика… Но депрессия никуда не делась, и «новые» симптомы -  это просто свежие мазки  на ее холсте. Депрессия перестала быть  хрестоматийной,  «классической» -  сейчас она может быть с тревожным компонентом, обсессивным, то есть – с элементами навязчивости, с  компонентом  раздражительности, с апатией…

Вообще, коварство  психических недугов  заключается в том, что  сначала они  дают о себе знать  именно через физический дискомфорт–  часто  это выглядит как недомогание, ослабленный иммунитет, какие-то болезненные ощущения и проявления…  И начинается хождение по лабиринту – от специалиста к специалисту, анализы,  обследования, лечение, которое дает хороший, но временный эффект...

С одной стороны  всё  это, конечно, плохо – упускается   момент, когда можно получить  быструю и эффективную помощь.  С  другой стороны, «уход в болезнь»  дает  человеку передышку, возможность восстановить силы, выйти за пределы травмирующей ситуации… Иногда это стресс  катастрофического уровня, но гораздо чаще – накопленные «мелкие» стрессы, хронические стрессовые ситуации, в основном, связанные с напряжением.  Многолетний конфликт в  отношениях или хроническая усталость на работе, вызванная отсутствием отпуска. Организм истощается и рано или поздно реагирует на это психосоматическим заболеванием. Из-за того, что причина его неочевидна,  к моменту, когда  выясняется, что  человеку  нужен психотерапевт, ситуация  уже  сильно запущена.

- Есть ли какие-то четкие, однозначные признаки, что человеку нужна помощь именно психотерапевта?

- Первыми, как правило, неладное  начинают замечать родственники. Потому что  изменяются отношения, изменяется поведение. И, если  в семье царит доверие, то  есть какая-то  вероятность, что  человек  к  совету близких  прислушается. И обратится не к врачу вообще, а именно  к психотерапевту.

В противоположном случае  он будет пытаться подстегивать себя до момента, пока не обнаружит, что это уже не работает. И вообще ничего не работает – сил просто больше нет. И только тогда  примирится с  необходимостью принять психотерапевтическую помощь.

- Примечательно, что если у человека болят, к примеру,  почки,  на совет посетить уролога или нефролога он  реагирует адекватно, а  вот помощь психотерапевта кажется ему оскорбительной.

- Многие и не доходят. Да и тот, кто приходит, порой далеко не сразу оказывается готов к плодотворному сотрудничеству: «Меня направили, не знаю, зачем» - и уходят. Кто-то на год, на два, на пять. Когда отрицать очевидное дальше становится невозможно, они возвращаются… но за это время уже настолько сжившись с болезнью, что она становится уже чуть ли не «членом» семьи.

- Вопрос о своевременном обращении к врачу  мы обсудили. А есть ли какая-то возможность  самостоятельно поддерживать  психику в гармоничном, рабочем   состоянии,  не доводя дело до крайности?

- «Волшебной таблетки», если вы о препаратах,  не бывает. Если  проблема существует,  нужно в первую очередь решать  именно ее – этим  занимается терапия, фармакология  имеет значение лишь в комплексе с психотерапией.

А вообще, есть определенные правила психогигиены.  Если для сохранения физического здоровья нужно правильно питаться, правильно распределять нагрузки, то психогигиена, соответственно,  обеспечивает сохранность психического.  Но изложить даже базовые ее  правила второпях не получится. Поэтому, если тема вызовет интерес, об этом  мы поговорим в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях